четверг

Аутизм: как усадить ребенка за занятия?

В этой статье мы поговорим о поведенческих методиках, которые помогут усадить ребенка за занятия.

И нормотипичного ребенка-то трудно замотивировать к занятиям за столом: что-то писать, рисовать, решать, собирать, лепить. Если у ребенка есть ментальные нарушения, то обосновать важность и полезность занятий становится в разы труднее.

Приятные стимулы

Чтобы занятие прошло успешно, ребенок должен идти на него с удовольствием. Как сделать так, чтобы это удовольствие выработать. Тут мы обращаемся к самой базе – к условным рефлексам Павлова. А именно: нужно сделать так, чтобы занятия у ребенка ассоциировались с приятными впечатлениями.

Во-первых, нужно создать доверительные дружеские отношения с ребенком. Не сразу тянуть его к столу и не заставлять заниматься, а какое-то время посвятить налаживанию контакта.

Доверие. Вот залог успешного занятия. Подарки, угощения, музыка, игрушки – ребенку нужно какое-то вознаграждение, какая-то приятность, которая бы заставляла его спешить на очередное занятие.

Всё это называется «приятными стимулами». Без них нам не обойтись.

Подготовка: расписание и ритуал

Аутизм: как усадить ребенка за занятия?, изображение №2

Ребенку нужно время, чтобы морально подготовиться к занятию. Поэтому хотя бы за час до работы нужно выключить мультики, отобрать гаджеты и в целом изолировать ЦНС ребенка от чрезмерных стимулов, которые бы отвлекали его. Потому что, будем реалистами, никакое занятие не будет интересней ребенку, чем мультик или видео на Ютубе.

Поэтому: вот ребенок сидит, смотрит мультики. Подходим к нему, говорим, скоро у нас занятия, поэтому нужно подготовиться. Выключаем мультики и даем ребенку время перестроить внимание.

К тому же не забываем, что для детей с аутизмом предельно важна ритуальность. Поэтому в быт ребенка жизненно необходимо внедрить расписание. Во-первых, так легче всё запомнить (вам) и структурировать деятельность с отдыхом, во-вторых, нервной системе (ребенка) расписание нужно для ощущения безопасности – то, что известно и понятно, то безопасно, а неизвестно рождает страх.

Таким образом, занятия нужно вписать в систему ритуалов ребенка. Такое-то время – обед, такое-то – мультики, такое-то – занятия.

Как только этот ритуал впишется в нормальную картину мира для ребенка, проблемы с мотивацией исчезнут. Для ребенка станет само собой разумеющимся, что в такое-то время у него «развивашки».

Вознаграждение во время занятий

Здесь важно сохранить баланс между поощрениями и требованиями. Если много требовать, ребенок пойдет в протест. А если мало – ребенок будет отвлекаться и уклоняться от занятий. И в том и в другом случае – занятие сорвется.

Подберите несколько видов поощрений и проверьте, какие для ребенка будут особенно значимы. Именно с помощью них вы сможете успешно усаживать ребенка за стол.

Например, это какая-то игрушка. Скажите ребенку: «Усади мишку к нам за стол». Так мы вместе с мишкой усадим за стол и ребенка.

К тому же создадим предпосылку для игры: пока ребенок чем-то занят, мишка смотрит. Вот вам и сюжет. В какой-то момент ребенку захочется продемонстрировать мишке результат своей деятельности. Так мы совместим приятное с полезным: ребенок занимается (мы рады) + ребенок играет (ребенок рад).

Важно, чтобы поощрение (мишка) в какой-то момент стало ассоциироваться у ребенка с вами. Подкрепление приятным опытом.

Вывод

Принуждение, крики, наказания – тупиковый путь. Этим вы только расшатаете психику ребенка и спровоцируете нежелательное поведение. Потому что, исходя из мировосприятия ребенка, нет никаких рациональных причин идти с вами и заниматься за столом. Это вам понятно, что ребенку нужно развивать моторику и мышление.

Для ребенка же это неочевидно. А очевидно ему то, что мультики – это интересно, а конфеты приятно. Так с какой стати мне прерывать свои приятности ради каких-то там порисушек и лепки? Чтобы что?

Следовательно, нам, взрослым, нужно обосновать необходимость этих «скучных» занятий.

Дети – это предельно рациональные утилитаристы. Они очень четко понимают, что есть выгода и что для них хорошо. Поэтому с ними нужно договариваться, а не кричать и принуждать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий