среда

Если ребёнок стесняется своего диагноза…

 В жизни каждого ребенка возникает период, когда он начинает осознавать себя как личность. Он сравнивает себя с окружающими, друзьями, родными братьями и сестрами в семье. В жизни каждой матери возникает ситуация, когда её "особенный" ребёнок задаёт ей вопрос: мама, а почему я такой? Родителям очень трудно подобрать слова, чтобы правильно и доступно объяснить своему ребёнку, почему его ножки не ходят, почему ручки не послушные, почему он не может встать и побежать как другие дети. Ближе к подростковому возрасту, ребёнок уже осознает свое отличие от ровесников, более того, у детей появляются комплексы по данному поводу. Он может замкнуться в себе, отказываться ходить в школу, на прогулку. Ребёнок взрослеет, четко осознавая свою ограниченность в некоторых моментах. Однако осознание ещё не значит принятие своего состояния и диагноза. Ложный стыд, который испытывает человек с ОВЗ по поводу своего диагноза, часто приводит к тяжёлой депрессии. Поэтому необходимо ещё с детства проработать эту проблему.

"Примите ситуацию сами".
Ребёнок зеркалит эмоции своих родителей. Чтобы у малыша с детства не складывалось чувство неприятия себя, своего тела, состояния, то сперва необходимо родителям принять диагноз своего ребёнка. Дети очень тонко чувствуют эмоциональный микроклимат в семье. Вы не сможете помочь ребёнку справиться со своими комплексами по поводу его диагноза, если сами не принимаете сложившуюся ситуацию. Работайте над собой. Не культивируйте в ребенке чувство вины, постоянно рассказывая, что из-за его диагноза вы вынуждены бросить любимую работу, сидеть дома, не смогли сделать что-то и т.д . Вообще постарайтесь убрать из своего лексикона фразу "из-за тебя...".

"Нет запретных тем"
Не избегайте общения на эту тему. Если ребёнок задаёт вопрос о своей неполноценности, не нужно отмахиваться или пытаться перевести тему, отвлечь. Иногда родители быстро прерывают ребенка резкой фразой "не говори чушь, ты нормальный", тем самым считая, что делают правильно. Не избегайте общения на тему диагноза ребенка. Если вопрос задан в неудобное для разговора время, скажите, что непременно ответите на вопрос как только придете домой. После этого обязательно поговорите с ребенком. Например, в раннем детстве достаточно сказать, что "ручки/ножки заболели, поэтому мы их лечим", с возрастом уже можно объяснить подробнее физиологию, причину недуга и обязательно объяснить, что все процедуры, даже неприятные или болезненные направлены во благо. Все подростки испытывают комплексы по поводу своей внешности и мнимых недостатков. Позволяйте ребенку "изливать душу", проговаривать все его переживания по поводу своего диагноза, внимательно выслушайте, параллельно подбадривая, напоминая о том, как вы очень его любите и верите в него.

"Каждый человек уникален".
С малых лет объясните ребёнку о понятии внутреннего мира человека, что значит фраза "по одежке встречают, по уму провожают". Что внешность или необычная походка, ограниченные возможности вовсе не показатель качества человека. "Посмотри вокруг, все мы РАЗНЫЕ. Кто-то высокий, кто-то маленького роста. Кто-то очень похож между собой, а кто-то отличается. Это НОРМАЛЬНО, быть не похожим". Не ограничивайте круг общения ребенка только "особенным" окружением. Посещайте праздничные мероприятия, детские коллективы, помогайте ребёнку внедриться в круг "обычных" детей. Пусть малыш с детства понимает, что его "особенность" вовсе не препятствие. А опыт дружеских отношений, основанный ещё в раннем детстве, помогут "особенному" ребёнку чувствовать себя уверенее, не комплексовать при новых знакомствах, легче осваиваться в новом коллективе.

"Не экономьте на специалистах"
Большинство реабилитационных курсов, которые проходит ребёнок - платные. Выбирая необходимые процедуры, часто родители экономят и отказываются от занятий с психологом, дефектологом или нейропсихологом, что в корне является неверным. В реабилитации ребенка важен не только физический, но и психологический аспект. Ребёнку нужно учиться не только сидеть/ходить и бегать, но и уметь пережить и принять свое состояние. Все занятия составляется с учётом возрастных особенностей. Лепка, сказкотерапия, арт-терапия, песочная студия, консультации педагога-психолога, обучение различным социальным навыкам, занятия для мелкой моторики и т.д для детей не просто весёлая игра, а коррекционно-обучающий комплекс.

Воспитание "особенного" ребенка - долгий и трудоемкий процесс. Чтобы вырастить эмоционально уравновешаную, уверенную в себе, самодостаточную личность, родителям необходимо запастись терпением.
При необходимости обращайтесь к профессиональным психологам, перенимайте опыт других родителей и обязательно делитесь своими

Комментариев нет:

Отправить комментарий