понедельник

 Пилипенко О.Н., социальный педагог ГБОУ ОЦДиК 

Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Права обучающихся Согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу. 

К обучающимся относятся: 

воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации (далее – ОО);

 учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; 

экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. 

Пример: если в образовательный комплекс входят школа и детский сад, то всех детей, которые его посещают, корректно называть обучающимися. При этом детей, которые посещают школу, можно также называть учащимися, а посещающих детский сад – воспитанниками. 

Перечень прав обучающихся в ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273ФЗ является открытым и может быть изменен нормативными правовыми актами РФ, а также локальными нормативными актами. К основным академическим правам учащихся относятся права: 

       на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, и формы получения образования; 

       предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучение по индивидуальному учебному плану, в т. ч. ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования); 

       освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке; 

       зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 

       отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; 

       уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

       каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; перевод для получения образования по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании; перевод в другую ОО, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; участие в управлении ОО в порядке, установленном ее уставом; ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в ОО; 

       бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой ОО;

       пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта ОО; 

       развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в т. ч. в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; 

       участие в соответствии с законодательством РФ в научноисследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой ОО, под руководством научно- педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

       опубликование своих работ в изданиях ОО на бесплатной основе; поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно- технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности. 

В ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ перечислены меры социальной поддержки и стимулирования, к которым относятся: 

       полное государственное обеспечение, в т. ч. обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ; 

       обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ; обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях; транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ; 

       получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании; иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами. Согласно ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся и их родители (законные представители) в целях защиты своих прав могут обращаться в органы управления ОО, комиссию по урегулированию споров и защищать свои права иными, не запрещенными законом способами. Основная задача комиссии по урегулированию споров – улаживание разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях применения локальных нормативных актов и обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Ее решения являются обязательными для исполнения всеми участниками образовательных отношений в ОО, но могут быть обжалованы в установленном законодательством РФ порядке. Права детей-инвалидов на образование Право инвалидов на образование закреплено в ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закон № 181-ФЗ). Ребенок-инвалид – это лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Закона № 181-ФЗ, ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ). В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет – категория "ребенокинвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ. Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 (вступила в силу для России 25.10.2012). Согласно данному документу государства-участники соблюдают равное право инвалидов на образование. В целях реализации права инвалидов на образование государства-участники: и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству; содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности; способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству; обеспечивают обучение лиц, в частности слепых, глухих или слепоглухих детей, с помощью наиболее подходящих для них языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию. Согласно ч. 10 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ для детей-инвалидов (а также обучающихся, нуждающихся в длительном лечении), которые по состоянию здоровья не могут посещать ОО, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. Права обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей) В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, входят в категорию "дети с ограниченными возможностями здоровья" (далее – ОВЗ). Присвоение такого статуса происходит в порядке, отличающемся от присвоения статуса инвалида. На лиц с ОВЗ распространяются все основные права, обязанности и социальные гарантии обучающихся, перечисленные в ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" к данной категории относятся и дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Кроме того, дети с ОВЗ имеют право: на создание специальных условий; дополнительные меры социальной поддержки; 

       полное государственное обеспечение при проживании в интернате (ч. 7 ст.

79 Федерального закона № 273-ФЗ); обеспечение питанием. 

Для реализации указанных прав требуется заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПК) о присвоении статуса лица с ОВЗ. Именно данное заключение, согласно п. 23 Положения о психологомедико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (далее – Положение), является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Для родителей (законных представителей) заключение носит рекомендательный характер.  При этом согласно п. 25 Положения родители (законные представители) имеют право: присутствовать при обследовании детей в ПМПК, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения; высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей; получать консультации специалистов ПМПК по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медикопедагогической помощи; получать информацию о своих правах и правах детей; обжаловать в случае несогласия заключение территориальной комиссии в центральную ПМПК. 

Согласно п. 17 Положения ПМПК обязана проинформировать родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования. 

В частности, п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать необходимые условия: 

для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ;  для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для лиц с ОВЗ языков, методов и способов общения;  максимально способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в т. ч. посредством организации инклюзивного образования.  В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662- р, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ОВЗ, а также расширение возможностей обучения детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях, входит в перечень целевых ориентиров развития системы образования. 

navigator.osoboedetstvo.ru http://ipk74.ru/virtualcab/obrazovanie-detej-s-osobymi-obrazovatelnymipotrebnostyamihttp://skachate.ru/pshologiya/610/index.html http://trmk.moy.su/metod-rekom-po_profilaktke_suicida_sko.docx

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий