Пилипенко О.Н., социальный педагог ГБОУ ОЦДиК
Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Права обучающихся Согласно п. 15 ст. 2
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) обучающийся – это лицо,
осваивающее любую образовательную программу.
К обучающимся относятся:
воспитанники – лица, осваивающие
образовательную программу дошкольного образования, основную общеобразовательную
программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной
организации (далее – ОО);
учащиеся – лица, осваивающие образовательные
программы начального общего, основного общего или среднего общего образования,
дополнительные общеобразовательные программы;
экстерны – лица, зачисленные в
организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения
промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Пример: если в образовательный комплекс
входят школа и детский сад, то всех детей, которые его посещают, корректно
называть обучающимися. При этом детей, которые посещают школу, можно также
называть учащимися, а посещающих детский сад – воспитанниками.
Перечень прав обучающихся в ч. 1 ст. 34
Федерального закона № 273ФЗ является открытым и может быть изменен нормативными
правовыми актами РФ, а также локальными нормативными актами. К основным
академическим правам учащихся относятся права:
• на
выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, и формы
получения образования;
• предоставление
условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и
состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и
психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
обучение по индивидуальному учебному плану, в т. ч. ускоренное обучение в
пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном
локальными нормативными актами; выбор факультативных (необязательных для
данного уровня образования, профессии, специальности или направления
подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией,
осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего
образования);
• освоение
наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой
образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную
деятельность, в установленном ею порядке;
• зачет
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею
порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других
организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
• отсрочку
от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным
законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе";
• уважение
человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического
насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; свободу совести,
информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
• каникулы
– плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных
целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным
графиком; перевод для получения образования по другой форме обучения в порядке,
установленном законодательством об образовании; перевод в другую ОО,
реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке,
предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования; участие в управлении ОО в порядке,
установленном ее уставом; ознакомление со свидетельством о государственной
регистрации, уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности,
свидетельством о государственной аккредитации, учебной документацией и другими
документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной
деятельности в ОО;
• бесплатное
пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной,
научной базой ОО;
• пользование
в порядке, установленном локальными нормативными актами,
лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта ОО;
• развитие
своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах,
олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных
мероприятиях, в т. ч. в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых
мероприятиях;
• участие
в соответствии с законодательством РФ в научноисследовательской,
научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности,
осуществляемой ОО, под руководством научно- педагогических работников
образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников
научных организаций;
• опубликование
своих работ в изданиях ОО на бесплатной основе; поощрение за успехи в учебной,
физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно- технической,
творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.
В ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ
перечислены меры социальной поддержки и стимулирования, к которым
относятся:
• полное
государственное обеспечение, в т. ч. обеспечение одеждой, обувью, жестким и
мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными
законами, законами субъектов РФ;
• обеспечение
питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами,
законами субъектов РФ; обеспечение местами в интернатах, а также предоставление
в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ и жилищным законодательством
жилых помещений в общежитиях; транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40
Федерального закона № 273-ФЗ;
• получение
стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством
об образовании; иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными
правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми
актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся и их родители
(законные представители) в целях защиты своих прав могут обращаться в органы
управления ОО, комиссию по урегулированию споров и защищать свои права иными,
не запрещенными законом способами. Основная задача комиссии по урегулированию
споров – улаживание разногласий между участниками образовательных отношений по
вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях применения
локальных нормативных актов и обжалования решений о применении к обучающимся
дисциплинарного взыскания. Ее решения являются обязательными для исполнения
всеми участниками образовательных отношений в ОО, но могут быть обжалованы в
установленном законодательством РФ порядке. Права детей-инвалидов на
образование Право инвалидов на образование закреплено в ст. 19 Федерального
закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" (далее – Закон № 181-ФЗ). Ребенок-инвалид – это лицо, не
достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или
дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты (ст. 1 Закона № 181-ФЗ, ст. 54 Семейного
кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ). В зависимости от степени
расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам,
признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте
до 18 лет – категория "ребенокинвалид". Признание лица инвалидом
осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и
условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ. Российской
Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006
(вступила в силу для России 25.10.2012). Согласно данному документу
государства-участники соблюдают равное право инвалидов на образование. В целях
реализации права инвалидов на образование государства-участники: и способствуют
поддержке со стороны сверстников и наставничеству; содействуют освоению
жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; содействуют освоению
азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов,
способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности; способствуют
поддержке со стороны сверстников и наставничеству; обеспечивают обучение лиц, в
частности слепых, глухих или слепоглухих детей, с помощью наиболее подходящих
для них языков и методов и способов общения и в обстановке, которая
максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.
Согласно ч. 10 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ для детей-инвалидов (а также
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении), которые по состоянию здоровья
не могут посещать ОО, обучение по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в
медицинских организациях. Права обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных
представителей) В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ дети, имеющие
недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению
образования без создания специальных условий, входят в категорию "дети с
ограниченными возможностями здоровья" (далее – ОВЗ). Присвоение такого
статуса происходит в порядке, отличающемся от присвоения статуса инвалида. На
лиц с ОВЗ распространяются все основные права, обязанности и социальные
гарантии обучающихся, перечисленные в ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" к данной категории
относятся и дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Кроме того, дети с ОВЗ имеют право: на создание специальных условий;
дополнительные меры социальной поддержки;
• полное
государственное обеспечение при проживании в интернате (ч. 7 ст.
79 Федерального закона № 273-ФЗ);
обеспечение питанием.
Для реализации указанных прав требуется
заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПК) о присвоении
статуса лица с ОВЗ. Именно данное заключение, согласно п. 23 Положения о
психологомедико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от
20.09.2013 № 1082 (далее – Положение), является основанием для создания
органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное
управление в сфере образования, и органами местного самоуправления,
осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями,
иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных
в заключении условий для обучения и воспитания детей. Для родителей (законных
представителей) заключение носит рекомендательный характер. При этом согласно п. 25 Положения родители
(законные представители) имеют право: присутствовать при обследовании детей в
ПМПК, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения;
высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и
воспитания детей; получать консультации специалистов ПМПК по вопросам обследования
детей в комиссии и оказания им психолого-медикопедагогической помощи; получать
информацию о своих правах и правах детей; обжаловать в случае несогласия
заключение территориальной комиссии в центральную ПМПК.
Согласно п. 17 Положения ПМПК обязана
проинформировать родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени,
месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка,
связанных с проведением обследования, в 5-дневный срок с момента подачи
документов для проведения обследования.
В частности, п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального
закона № 273-ФЗ обязывает федеральные государственные органы, органы
государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать
необходимые условия:
для получения без дискриминации качественного
образования лицами с ОВЗ; для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи
на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для лиц с
ОВЗ языков, методов и способов общения;
максимально способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в т. ч.
посредством организации инклюзивного образования. В соответствии с Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662- р, создание
образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и
успешную социализацию для лиц с ОВЗ, а также расширение возможностей обучения
детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях, входит в
перечень целевых ориентиров развития системы образования.
navigator.osoboedetstvo.ru http://ipk74.ru/virtualcab/obrazovanie-detej-s-osobymi-obrazovatelnymipotrebnostyamihttp://skachate.ru/pshologiya/610/index.html http://trmk.moy.su/metod-rekom-po_profilaktke_suicida_sko.docx
Комментариев нет:
Отправить комментарий