Сегодня рассмотрим трудности перелета для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
Справиться с трудностями поможет информация о том, на что мы имеем право, во время и до пользования воздушным судном.
Так как сама ситуация подготовки к полёту, сбору необходимых документов, прохождения зон досмотра, контроля и пр, являет собой долгий и не всегда комфортный процесс, то ребёнку с ОВЗ (не каждому, но большинству) эта ситуация может казаться новой, неприятной, неудобной (не такой, «как всегда»). Особенно это касается детей с расстройством аутистического спектра.
Всем известно, что негативные эмоции, чувства страха и т.п. ведут не к самым лучшим последствиям, а именно – к торможению/остановке/шагу назад того, что уже удалось достичь в той или иной деятельности ребёнка. Поэтому для того, чтобы облегчить стресс и из новой ситуации сделать зону развития малыша, а не его регресса, необходимо знать пару правил и лайфхаков (к сожалению, не все авиакомпании делятся этими новшествами и их не знают не только родители детишек с ОВЗ, и, соответственно, не пользуются ими для удобства при полёте, но и родители детей с нормой не обладают такими знаниями).
Основной перечень документов, необходимых для полета:
· свидетельство о рождении ребенка;
· загранпаспорт, виза;
· анкета;
· билет;
· страховой полис;
· доверенность с печатью и подписью нотариуса, если ребенок без сопровождения или он с другим взрослым, кроме родителей или их официальных представителей. В ней обязательно указывается страна доставки, сроки;
· рецепт и выписка из истории болезни, если требуется употребление медикаментов.
Важно! Если ребенок вписан в паспорт родителя, а он старого образца, документ о подтверждении личности ему иметь не обязательно. Если же паспорт новый, тогда и у ребенка должен быть загранпаспорт.
Важно! Ребенок при перелете с родителями должен иметь идентичную фамилию. В другом случае следует иметь подтверждение о ее смене. Это требуют авиакомпании с целью предотвращения незаконного вывоза детей и защиты их прав.
Перечислим услуги для детей в самолёте (список этих услуг может несколько разниться, в зависимости от возможностей авиаперевозчика; поэтому более подробно об услугах для детей в самолёте и условиях их предоставления, можно узнать во время бронирования билета на рейс или в справочной службе того или иного авиаперевозчика):
1.Предоставление детского питания, в том числе для детей грудничкового возраста. Если ребёнок нуждается именно в детском питании во время авиарейса, то необходимо предупредить об этом компанию-перевозчика в момент бронирования авиабилета или не позднее, чем за 36 часов до рейса.
2. Предоставление люльки и столика для пеленания. Как правило, люлька предоставляется для детей в возрасте до 1 года. Но некоторые авиакомпании предоставляют люльку и для детей в возрасте до 2 лет. О необходимости в этой услуге авиаперевозчика необходимо предупредить не менее чем за 36 часов до предстоящего рейса.
3. Сопровождение ребенка в самолете без родителей (у каждой авиакомпании свои ограничения по возрасту и статусу ребёнка – всё это нужно индивидуально узнавать и уточнять). Данную услугу оказывают практически все авиакомпании. При этом перелет ребенка в самолете без родителей оплачивается в размере 100% от стоимости полного билета. Дополнительно еще оплачивается сервисный сбор.
4. Мультфильмы и детские фильмы на борту самолёта демонстрируются с помощью встроенных электронных устройств после того, как самолёт уже набрал высоту, на которой будет проводиться полёт и до того, как он пошёл на посадку. Поэтому в самолёте мультики для детей подключает сразу после набора высоты полёта. Во время прохождения зоны турбулентности данная услуга не оказывается.
5. На борту в стоимость билета для малыша вы имеет право попросить: питьевую воду, игрушки, раскраски, другие предметы, разрешенные для использования при перелете, для занятости малыша.
6. Если маршрут перелёта подобран с пересадкой, то мама с ребёнком имеет право на пользование комнатой для матерей и детей. Это хороший вариант для отдыха между двумя рейсами.
Для малыша с особыми потребностями необходимо заранее продумать и проработать с ним некоторые вопросы, чтобы ему ситуация адаптации при полёте, в новом большом здании (аэропорта и т.д.), большого количества людей, была более-менее спокойной.
Советы для подготовки к полёту:
- соберите необходимые фото и видео материалы, чтобы продемонстрировать ребенку процедуры авиаперелётов, самолёты и другие аспекты, связанные с путешествием;
- попробуйте выбрать такое время полёта, чтобы оно максимально совпало с временем сна у ребёнка;
- запаситесь книгами и видеосюжетами на тему «летим на самолете»;
- не будет лишним учесть место расположения кресла в самолете (лучшие места — первый ряд, поэтому нельзя заказывать билеты в последний момент, так как хорошие места могут быть заняты).
Причины следующие: спереди просторнее, есть приспособления для сна, турбулентность ощущается меньше, есть люльки (в большинстве случаев, это уточняется заранее).
- по возможности посетите музей самолётов и авиатематики, чтобы ваш ребенок мог посмотреть на различные самолеты и на обстановку в салоне самолета до того, как он попадёт на борт непосредственно перед полётом;
- как крайняя мера, посетите сам аэропорт, чтобы ознакомить ребенка с тем, как он выглядит, со звуками крупных самолетов и с большим скоплением людей, обычным для таких мест;
- создайте визуальное пособие пошагового прохождения процедуры полёта на самолете и изучите его вместе с ребенком.
Например, нарисуйте 9 картинок, которые иллюстрируют всю процедуру полёта на самолёте: на первой из них изображён ребенок, проходящий процедуру контроля безопасности, затем посадка на борт, затем просмотр первого фильма/мультика (укажите его конкретное название), прием пищи, поход в туалет, просмотр второго фильма/мультика, выход из самолёта, ожидание в очереди на таможне или прохождении паспортного контроля, и в конечном итоге – получение вознаграждения. Индивидуализируйте ваш сценарий с учетом конкретных особенностей вашего путешествия;
- продумайте сценарии для ролевых игр и практикуйте их с вашим ребенком многократно (к примеру, дважды в день на протяжении нескольких недель до даты поездки).
Пример таких сценариев и сюжетов может включать:
• прогулка по аэропорту и подъём на эскалаторе или лифте, ожидание в очереди;
• снятие обуви и куртки и складывание их в корзинку на пункте контроля безопасности – некоторым детям трудно отдавать свои вещи, так как дети в маленьком возрасте очень собственничают и иногда даже жадничают, но это правильно, это показ того, что ребёнок осознаёт важность наличия своих границ и ощущение личного пространства;
• индивидуальный досмотр (размахивание палочкой вокруг ребенка, похлопывание по его одежде) – обязательно проговаривая то, что все эти действия будут делать другие люди в форме, нужно, чтобы там ребёнок не испугался их;
• посадка на рейс, сидение в кресле, пристёгивание ремня безопасности;
• занятия во время полета;
• выход из самолёта, ожидание багажа.
Практикуйте езду на местных автобусах и поездах (продолжительные поездки, если есть такая возможность), чтобы смоделировать среду, аналогичную среде путешествия на самолёте. Не забудьте предоставить вашему ребёнку информацию о пункте назначения. Обсудите с ним (вербально или визуально) людей, занятия и места, которые вы собираетесь посетить. Воспользуйтесь календарём, если это возможно, чтобы проиллюстрировать ребёнку, когда вы вернетесь домой.
Во время полёта:
- Чтобы помочь ребенку справиться с дискомфортом заложенных ушей при взлёте и посадке, рекомендуем взять воду, сок или леденцы. Глотательные движения снимают неприятный эффект. Кроме того, любимое лакомство позволит ребенку отвлечься.
2. Читайте новые книги, смотрите мультфильмы/фильмы, играйте в новые игрушки. Обязательно рядом должна быть любимая игрушка, которая напоминает о доме, играйте в настольные интересные игры, слушайте музыку.
3. Поговорите с борт-проводниками и попросите о возможности выйти из самолета первыми, чтобы избежать длительного ожидания в конце перелета.
И самое главное: Не переживайте и не волнуйтесь – стресс, тревога и плохое настроение передаётся малышу, он всё чувствует и ощущает себя ещё хуже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий