понедельник

Детский оздоровительный лагерь с инклюзией. Реально ли это?

 В наше время хороших инклюзивных лагерей, к сожалению, существует не так уж и много. И это является большой проблемой. Ведь именно с другими детьми детишки с ОВЗ могут быстрее и качественнее дать тот самый нужный прогресс в своём развитии, который может показаться совсем незначительным для простого обывателя. Но, мы сами с вами знаем, что даже маленький шаг ведёт к большой истории. Главное - не останавливаться.


Поэтому в детском оздоровительном лагере с детьми с нормой, детям с ОВЗ будет гораздо интереснее и познавательнее. И это понятно, так как дети получают бесценный опыт в навыках такой нужной и важной социализации, а также самостоятельности для всей своей жизни. Детки смотрят на других сверстников с нормой и стараются «быть, как они», тем самым «расти». Учатся сами грамотно организовывать себя и своё время, строить отношения с другими детьми разного возраста, а также с вожатыми, культоргами, инструкторами и администрацией лагеря. Учатся проходить путь смены с определённой тематикой вместе, сообща, не обходя, конечно же, конфликтные вопросы, которые тоже дают свои плоды по выходу из ссоры, пониманию самих ситуаций и своего поведения в них. Детки учатся сами решать бытовые вопросы, связанные с личной гигиеной, самообслуживанием, режимом дня и адаптацией к новому и не только. Перечислять всё, чему они могут научиться за время в лагере, можно бесконечно, ведь за 21 день там проходит словно целая жизнь, наполненная разными людьми, моментами, концертами, занятиями, мастер-классами, ситуациями и так далее и тому подобное.

Детский оздоровительный лагерь с инклюзией. Реально ли это?, изображение №2

Не стоит забывать и о детках с нормой, ведь они получают не меньше: учатся толерантности и понимаю, что все мы разные и к каждому нужен свой особый подход, учатся терпению, помощи, взаимовыручке, заботе, поддержке и принятию, что немаловажно в наше современное время.

Но как же распознать, какой лагерь готов организовать инклюзивную смену и принять особых гостей, делая все условия: социальные, инфраструктурные, условия перевоза, программы адаптации?

Во-первых, лагерь должен уверить родителей в том, что в нём соблюдаются главные инклюзивные принципы (по книге "Инклюзия в детском отдыхе" от коллектива авторов МОСГОРТУРА, которые организовывают с совестью и любовью к детям, инклюзивные смены с 2015 года):
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Во-вторых, в основе подготовки к смене и самой смены должны лежать ряд правил:
- до смены должно проводиться анкетирование родителей на различные моменты - чем больше лагерь и вожатые знают о ребёнке, тем проще будет персоналу сделать эту смену развивающей для вашего ребёнка;
- узнать программу мероприятий/конкурсов/соревнований/игр/фильмов/мастер-классов и т.д. - всё должно чередоваться по степени интенсивности и для поднятия мотивации к деятельности ребёнка (для всех детей обязательно должна быть организована и продумана техника безопасности, должно быть соответствие возрастным нормам детей, а также типу инвалидности);
- во время смены на территории лагеря должен присутствовать весь необходимый мед.персонал и психолог (по индивидуальным особенностям каждого ребёнка);
- вожатые должны быть подготовлены и ознакомлены с развитием, потребностями и возможностями таких детей (основы педагогики, психологии и дефектологии, знать особенности каждой категории детей с ОВЗ);
- обязательно детки с ОВЗ, вместе со своими родителями, должны посетить лагерь заранее до смены, чтобы избежать многих трудностей и убрать опасения за жизнь и здоровье своего ребёнка на время смены: разузнать территорию, инфраструктуру, познакомить детей с вожатыми и персоналом, передать индивидуальную информацию по каждому ребёнку (например, про диетическое питание и возможные реакции ребёнка на ту или иную ситуацию);
- не более 10% детей с особенностями может заехать от общего числа участников;
- участие детей с ОВЗ как минимум в 90% мероприятий;
- количество отрядных сборов следует увеличить до трех, проводя короткие встречи утром, днем и вечером. Во время встреч обсуждаются прошедшие и предстоящие мероприятия;
- в программе сделать упор на совместную деятельность детей;
- родительский день проводится один раз за смену.

Детский оздоровительный лагерь с инклюзией. Реально ли это?, изображение №3

В-третьих, советоваться с теми родителями, кто уже отправлял деток в лагерь и не бояться ничего нового. Ведь важно помнить: только родители могут показать своему ребенку этот мир. Если постоянно опекать, бояться за ребёнка, не давать ему свободы, то он останется в тепличных условиях и не захочет знакомиться со сверстниками, изучать что-то новое, в силу своих возможностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий